28 февраля и 1 марта в нашем институте состоялась международная научная конференция "Музыка и театр", приуроченная к Году театра в России. Выбранная тема оказалась очень актуальной: свои доклады представили 37 человек. Среди них - преподаватели не только нашего института, но также и других высших учебных заведений - Московской государственной консерватории, Классической академии им. Маймонида, РГУ им. Косыгина и других. Стендовые доклады предоставили специалисты из других городов - Саратова, Нижнего Новгорода, и даже из других стран - из Италии и Казахстана. Был охвачен обширный круг тем, связанных с театром - как оперным и балетным, так и инструментальным и хоровым. Проблематика режиссуры в оперном театре, новаторских решений в оперных постановках оказалась одной из наиболее острых и дискуссионных: между участниками состоялось живое, насыщенное общение, аргументированный обмен мнениями. Отметим, что представленные доклады были выполнены на высоком научном уровне, а многие из участников имеют научные степени - как кандидатские, так и докторские.
По результатам мероприятия можно с уверенностью судить об актуальности его проблематики; уверены, что конференцию "Музыка и театр" стоит повторить на будущий год...
Музыка и театр
17.01.2019
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова»
Кафедра «Теория музыки»
Информационное письмо
Музыка и театр
Уважаемые коллеги!
Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова приглашает Вас принять участие в международной научной конференции «Музыка и театр»
28 февраля – 1 марта 2019 года
(Москва, ул. Марксистская, д. 36)
Цель конференции – обсуждение актуальных проблем музыки в контексте синтеза искусств, проблем истории и современных реалий музыкального театра
Направления работы конференции «Музыка и театр»:
- Музыка и ее связи с театральностью (инструментальный театр, «визуализация» симфонических, хоровых и камерных произведений)
- Композиторский музыкальный театр: актуальные вопросы изучения
- Опера: от прошлого к настоящему; вопросы актуальности жанра и режиссерских решений
- Балет: проблемы художественного синтеза спектакля в свете многообразия жанровых аспектов современного творчества
- Мюзикл и рок-опера как актуальное явление современности
- Музыка в драматическом театре
Новые формы режиссерского театра (режиссерский балет, режиссерский оперный спектакль)
К участию в конференции приглашаются преподаватели высших и средних учебных заведений, аспиранты и соискатели ученых степеней, режиссеры, ценители музыкального театра.
Конференция проводится в очно-заочной форме. По материалам конференции предполагается выпустить сборник статей.
Для участия в конференции необходимо до 15 февраля 2019 г. представить краткие тезисы доклада и заявку по электронной почте. В заявке необходимо указать:
- фамилию, имя, отчество,
- даты рождения и окончания учебного заведения,
- ученую степень, ученое звание, почетное звание,
- место работы и занимаемую должность,
- название доклада, при необходимости – требуемые технические средства для мультимедийного сопровождения доклада,
- почтовый адрес и контактный телефон, е-mail автора (и соавтора),
- форма участия (очная, заочная).
Командировочные расходы – за счет направляющей стороны.
Требования к материалам:
Формат текста статей (докладов): Word for Windows. Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman, межстрочный интервал 1,5. Название печатается прописными буквами, шрифт – полужирный, выравнивание по центру. Ниже через одну строку строчными буквами – инициалы и фамилия автора (ов). Далее через одну строку – основной текст: без переносов, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы и источников обязательно (ГОСТ Р 0.7.5-2008 «Библиографическая ссылка»). Автоматическая нумерация списка не допускается.
При невозможности личного присутствия представляется текст стендового доклада (в объеме от 6 до 15 страниц) до 20 февраля 2019 г. Текст статьи направляется на адреса: astolgandra@gmail.com, kushnir-99@yandex.ru до 10 марта 2019 г.
Контактные телефоны Оргкомитета конференции:
+7 (977) 362-35-25; +7 (495) 613-29-55 – профессор кафедры Теория музыки, кандидат искусствоведения Астахова Ольга Андреевна,
+7 (988) 112-66-32 – доцент кафедры теория музыки кандидат искусствоведения Кушнир Ольга Владимировна,
+7 (909) 648 66 99 – преподаватель отделения «Теория музыки» Горщук Александра Андреевна.
Заявки на участие, тезисы и статьи принимаются одновременно по двум адресам с пометкой «Конференция»: astolgandra@gmail.com, kushnir-99@yandex.ru.
ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МУЗЫКА И ТЕАТР»
28 февраля - 1 марта
28 февраля, кл.422, 11.00
1. Комарницкая Ольга Виссарионовна, доктор искусствоведения, профессор МГК им. Чайковского.
«Опера Р.Щедрина «Лолита»: специфика драматургии и композиции (к понятию параллельной драматургии в оперном театре ХХ века)»
2. Яковенко Сергей Борисович, доктор искусствоведения, профессор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
3. Грайфер Ирина Александровна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры «Камерный ансамбль» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
"Проблемы методологии режиссуры оперного театра"
4. Куклинская Марина Яковлевна, кандидат искусствоведения, преподаватель колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской
«Рихард Вагнер и "постдраматический театр" XXI века»
5. Небольсина Вера Николаевна, засл.артистка РФ , засл. артистка республики КОМИ, доцент кафедры «Академическое пение» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«Музыкальный стиль оперы В. Беллини «Сомнамбула» и современные режиссерские новации»
6. Кошкарева Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Хоровое дирижирование» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«Хоровой театр в современном отечественном искусстве: к проблеме театральности в композиторском творчестве»
7. Щеглова Елена Дмитриевна, преподаватель кафедры «Хоровое дирижирование» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«Вокально-сценическое действо в композициях для детского хора»
Перерыв 13.30 – 14.15
8. Зайцева Марина Леонидовна, доктор искусствоведения,
кандидат философских наук, профессор кафедры музыковедения, дирижирования и аналитической методологии Академии имени С. Маймонида
«Актуализация синестезийного аспекта художественного восприятия в синтетических проектах XXI века (на примере постановок тотального театра Вячеслава Колейчука, спектаклей современного танца «оп-арт»)
9. Будагян Регина Робертовна, преподаватель РГУ имени Косыгина
«Использование приемов инструментального театра в творчестве дуэта “Игудесман и Джу”
10. Аникеева Екатерина Михайловна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель отделения «Теория музыки» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«К вопросам тембровой драматургии и инструментального театра в камерных произведениях Виктора Ульянича»
11. Опарина Юлия Михайловна, кандидат искусствоведения, преподаватель отделения «Теория музыки» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«Балаганчик» М. Минкова на стихи А.Блока: театральность в монологическом вокальном цикле»
12.Свиридовская Нина Давидовна, кандидат искусствоведения. старший преподаватель кафедры истории русской музыки МГК им. Чайковского
«Музыка в «театре художника»: к вопросу о сценических композициях В. Кандинского
13. Качесов Владимир Петрович, компрозитор, зав. музыкальной частью «Кремлевского балета»
Проблема авторского права в режиссерских балетных спектаклях
1 марта, 11.00, кл.208
1. Рыжкова Наталия, студентка V курса историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (руководитель дипломной работы — канд. иск., доц. Е. В. Ровенко), преподаватель ДМШ им. В. И. Мурадели
Венсан д'Энди в диалоге с Рихардом Вагнером: опера "Чужестранец"»
2. Шуткова Мария, студентка 4 курс историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (руководитель дипломной работы — канд. иск., доц. Е. В. Ровенко)
Лейтмотивный принцип в опере П.Дюка "Ариана и Синяя Борода"
3. Рязанова Юлия Юрьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры современной хореографии и сценического танца РАТИ-ГИТИС, доцент Института славянской культуры РГУ им. Косыгина (кафедры "Педагогика балета" и "Искусство хореографа"), художественный руководитель хореографической студии "Синяя птица»
Синтез направлений как одно из важнейших выразительных средств в спектаклях современной хореографии
4. Астахова Ольга Андреевна, канд. искусствоведения, профессор кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Образы композиторов в балете ХХ-ХХI вв.: к проблеме создания творческого портрета
5.Горщук Александра Андреевна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Балет Дж. Баланчина «Драгоценности» как феномен многогранной символики
6.Наветная Анна Петровна, аспирант ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (научный руководитель – док. иск., проф. МГК им. Чайковского Комарницкая О.В.)
Балетный манифест экспрессионизма. Специфика либретто и музыкальной композиции «Чудесного мандарина» Б. Бартока
7.Вайнберг Е.лена Марковна, композитор, выпускник ГМПИ (2017), преподаватель теоретических дисциплин ДМШ №35
6 симфония П.И. Чайковского как музыкальная основа сюжетного балета
(о балетах Р.Пети «Пиковая дама» и Б. Эйфмана «Идиот»)
8. Сидорова Александра, студентка VI курса кафедры музыковедения и композиции ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
На перекрестке жанров: хореографический концерт «Утренняя серенада» Ф. Пуленка
Перерыв 13.30 – 14.00
9.Иванова Ольга Тимофеевна, режиссер Камерной сцены Большого Театра имени Б. Покровского
Новые формы режиссерского спектакля в оперном театре»
10. Кушнир Ольга Владимировна, кандидат иск., доцент. кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Опера Шостаковича «Нос» в режиссерском прочтении Б. Покровского
11.Сиверская Татьяна Михайловна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры музыковедения и композиции ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Сценические решения в постановке оперы Р. Щедрина «Левша» в Мариинском театре
12.Лукерченко Светлана Васильевна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Театральное пространство - петербургский дворик: о постановке оперы Ю. Буцко «Белые ночи» в театре Санктъ-Петербург Опера
Видео-доклады:
13.Любимов Данила Вадимович, студент 2 курса «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», кафедра истории музыки,научный руководитель Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор
”Жанна д’Арк” Артура Онеггера в Перми: от мистерии к перформансу
14. Любимов Дмитрий Вадимович2 курса «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», кафедра истории музыки,научный руководитель Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор
Либретто оперы Г. Ф. Генделя “Альцина”: волшебная сказка или эротический роман?
Стендовые доклады
Демченко А.И. (Саратов) «Стилевые парадигмы музыкального театра Елены Гохман»
Андрианова Н. М. (Италия) «Севильский цирюльник» Дж. Россини в театре Россини в Луго ди Романьо, Италия – взгляд зрителя»
Генова А.В. (Италия) «Облегченная» опера. Культура оперных спектаклей в Италии для детей и взрослых»
Ахметбекова Д.А., Мурзагулова А.А, (Казахстан) «Жанр мюзикла в Казахстане»
Красов В. В. «Хоровой вокализ в опере: к проблеме контекстного анализа»
Сатдарова Л.Л. "Музыка Р.М. Глиэра для драматического театра"
Семина Ю. «Век DSCH – режиссерский оперный спектакль»
Скварко С.В. «Е. Колобов – основатель театра «Новая опера»
Симаков В.В. «Оперный театр Кирилла Волкова в свете традиций и современных тенденций»
Ласточка И.Ю. «Музыка как действующее лицо в драматическом спектакле»