28 февраля и 1 марта в нашем институте состоялась международная научная конференция "Музыка и театр", приуроченная к Году театра в России. Выбранная тема оказалась очень актуальной: свои доклады представили 37 человек. Среди них - преподаватели не только нашего института, но также и других высших учебных заведений - Московской государственной консерватории, Классической академии им. Маймонида, РГУ им. Косыгина и других. Стендовые доклады предоставили специалисты из других городов - Саратова, Нижнего Новгорода, и даже из других стран - из Италии и Казахстана. Был охвачен обширный круг тем, связанных с театром - как оперным и балетным, так и инструментальным и хоровым. Проблематика режиссуры в оперном театре, новаторских решений в оперных постановках оказалась одной из наиболее острых и дискуссионных: между участниками состоялось живое, насыщенное общение, аргументированный обмен мнениями. Отметим, что представленные доклады были выполнены на высоком научном уровне, а многие из участников имеют научные степени - как кандидатские, так и докторские.


По результатам мероприятия можно с уверенностью судить об актуальности его проблематики; уверены, что конференцию "Музыка и театр" стоит повторить на будущий год...

 

 

 

 

Музыка и театр

17.01.2019

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова»

Кафедра «Теория музыки»


Информационное письмо

 

Музыка и театр

 

Уважаемые коллеги!

Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова приглашает Вас принять участие в международной научной конференции «Музыка и театр»

28 февраля – 1 марта 2019 года

 (Москва, ул. Марксистская, д. 36)

 

Цель конференции – обсуждение актуальных проблем музыки в контексте синтеза искусств, проблем истории и современных реалий музыкального театра

 

Направления работы конференции   «Музыка и театр»:

- Музыка и ее связи с театральностью (инструментальный театр, «визуализация» симфонических, хоровых и камерных произведений)

- Композиторский музыкальный театр: актуальные вопросы изучения

- Опера: от прошлого к настоящему; вопросы актуальности жанра и режиссерских решений

- Балет: проблемы художественного синтеза спектакля в свете многообразия жанровых аспектов современного творчества

- Мюзикл и рок-опера как актуальное явление современности

- Музыка в драматическом театре

Новые формы режиссерского театра (режиссерский балет, режиссерский оперный спектакль)

 

К участию в конференции приглашаются преподаватели высших и средних учебных заведений, аспиранты и соискатели ученых степеней, режиссеры, ценители музыкального театра.

Конференция проводится в очно-заочной форме. По материалам конференции предполагается выпустить сборник статей.

Для участия в конференции необходимо до 15 февраля 2019 г. представить краткие тезисы доклада и заявку по электронной почте. В заявке необходимо указать:

- фамилию, имя, отчество,

- даты рождения и окончания учебного заведения,

- ученую степень, ученое звание, почетное звание,

- место работы и занимаемую должность,

- название доклада, при необходимости – требуемые технические средства для мультимедийного сопровождения доклада,

- почтовый адрес и контактный телефон, е-mail автора (и соавтора),

- форма участия (очная, заочная).

Командировочные расходы – за счет направляющей стороны.

 

Требования к материалам:

Формат текста статей (докладов): Word for Windows. Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman, межстрочный интервал 1,5. Название печатается прописными буквами, шрифт – полужирный, выравнивание по центру. Ниже через одну строку строчными буквами – инициалы и фамилия автора (ов). Далее через одну строку – основной текст: без переносов, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы и источников обязательно (ГОСТ Р 0.7.5-2008 «Библиографическая ссылка»). Автоматическая нумерация списка не допускается.

 

При невозможности личного присутствия представляется текст стендового доклада (в объеме от 6 до 15 страниц) до 20 февраля 2019 г. Текст статьи направляется на адреса: astolgandra@gmail.com, kushnir-99@yandex.ru до 10 марта 2019 г.

Контактные телефоны Оргкомитета конференции:

+7 (977) 362-35-25; +7 (495) 613-29-55 – профессор кафедры Теория музыки,   кандидат искусствоведения Астахова Ольга Андреевна,

+7 (988) 112-66-32 – доцент кафедры теория музыки кандидат искусствоведения Кушнир Ольга Владимировна,

+7 (909) 648 66 99 – преподаватель отделения «Теория музыки» Горщук Александра Андреевна.

Заявки на участие, тезисы и статьи принимаются одновременно по двум адресам с пометкой «Конференция»: astolgandra@gmail.com, kushnir-99@yandex.ru.

 

 

ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ  НАУЧНОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ «МУЗЫКА И ТЕАТР»

28 февраля - 1 марта

 

28 февраля, кл.422, 11.00

1. Комарницкая Ольга Виссарионовна, доктор искусствоведения, профессор МГК им. Чайковского.

«Опера Р.Щедрина «Лолита»: специфика драматургии и композиции (к понятию параллельной драматургии в оперном театре ХХ века)»

2. Яковенко Сергей Борисович, доктор искусствоведения, профессор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

3. Грайфер Ирина  Александровна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры «Камерный ансамбль» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

"Проблемы методологии режиссуры оперного театра"

4. Куклинская Марина Яковлевна, кандидат искусствоведения, преподаватель колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской

«Рихард Вагнер и "постдраматический театр" XXI века»

5. Небольсина Вера Николаевна, засл.артистка  РФ , засл. артистка  республики КОМИ, доцент кафедры «Академическое пение» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
«Музыкальный стиль оперы В. Беллини «Сомнамбула» и современные режиссерские новации»

6. Кошкарева Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры  «Хоровое дирижирование»  ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

«Хоровой театр в современном отечественном искусстве: к проблеме театральности в композиторском творчестве»

7. Щеглова  Елена  Дмитриевна, преподаватель кафедры  «Хоровое дирижирование» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

«Вокально-сценическое действо в композициях для детского хора»



Перерыв 13.30 – 14.15



8. Зайцева Марина Леонидовна, доктор искусствоведения,

кандидат философских наук, профессор кафедры музыковедения, дирижирования и аналитической методологии Академии имени С. Маймонида

«Актуализация синестезийного аспекта художественного восприятия в  синтетических проектах XXI века (на примере постановок тотального театра Вячеслава Колейчука, спектаклей современного танца «оп-арт»)

9. Будагян  Регина Робертовна, преподаватель  РГУ имени Косыгина

«Использование приемов инструментального театра в творчестве дуэта “Игудесман и Джу”

10. Аникеева Екатерина Михайловна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель отделения «Теория музыки» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

«К вопросам тембровой драматургии и  инструментального театра в камерных произведениях Виктора Ульянича»

 11. Опарина Юлия Михайловна, кандидат искусствоведения, преподаватель отделения «Теория музыки» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
 «Балаганчик» М. Минкова на стихи А.Блока: театральность в монологическом вокальном цикле»

12.Свиридовская Нина Давидовна, кандидат искусствоведения. старший преподаватель кафедры истории русской музыки МГК им. Чайковского

 «Музыка в «театре художника»:  к вопросу о сценических композициях В. Кандинского

13. Качесов Владимир Петрович, компрозитор, зав. музыкальной частью «Кремлевского балета»

 Проблема авторского права в режиссерских    балетных спектаклях

 

1 марта, 11.00, кл.208


1. Рыжкова Наталия, студентка V курса историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (руководитель дипломной работы — канд. иск., доц. Е. В. Ровенко), преподаватель ДМШ  им. В. И. Мурадели

 Венсан д'Энди в диалоге с Рихардом Вагнером: опера "Чужестранец"»

2. Шуткова Мария, студентка  4 курс историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (руководитель дипломной работы — канд. иск., доц. Е. В. Ровенко)

 Лейтмотивный принцип в опере П.Дюка "Ариана и Синяя Борода"

3. Рязанова Юлия Юрьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры современной хореографии и сценического танца РАТИ-ГИТИС, доцент Института славянской культуры РГУ им. Косыгина (кафедры "Педагогика балета" и "Искусство хореографа"), художественный руководитель хореографической студии "Синяя птица»

 Синтез направлений как одно из важнейших выразительных средств в спектаклях современной хореографии

4. Астахова  Ольга Андреевна, канд. искусствоведения, профессор кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова

Образы композиторов в балете  ХХ-ХХI вв.: к проблеме создания творческого портрета

5.Горщук Александра Андреевна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова

 Балет Дж. Баланчина «Драгоценности» как феномен многогранной символики

6.Наветная Анна Петровна, аспирант ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова  (научный руководитель – док. иск., проф. МГК им. Чайковского Комарницкая О.В.)

  Балетный манифест экспрессионизма. Специфика либретто и музыкальной композиции «Чудесного мандарина» Б. Бартока
7.Вайнберг Е.лена Марковна, композитор, выпускник ГМПИ (2017), преподаватель теоретических дисциплин ДМШ №35
 6 симфония  П.И. Чайковского  как музыкальная основа сюжетного балета
 (о балетах Р.Пети «Пиковая дама» и Б. Эйфмана «Идиот»)

8. Сидорова Александра, студентка VI курса кафедры музыковедения и композиции  ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова  

На перекрестке жанров: хореографический концерт «Утренняя серенада» Ф. Пуленка
 

Перерыв 13.30 – 14.00


9.Иванова Ольга Тимофеевна, режиссер Камерной сцены Большого Театра имени Б. Покровского
Новые формы режиссерского спектакля в оперном театре»
10. Кушнир Ольга Владимировна, кандидат иск., доцент. кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Опера Шостаковича  «Нос» в режиссерском прочтении Б. Покровского

11.Сиверская Татьяна Михайловна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры музыковедения и композиции  ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова  

Сценические решения в постановке оперы Р. Щедрина «Левша» в Мариинском театре

12.Лукерченко Светлана Васильевна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова  

 Театральное пространство - петербургский дворик: о постановке оперы Ю. Буцко «Белые ночи» в театре Санктъ-Петербург Опера

Видео-доклады:

13.Любимов Данила Вадимович, студент 2 курса «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», кафедра истории музыки,научный руководитель Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор
”Жанна д’Арк” Артура Онеггера в Перми: от мистерии к перформансу
14. Любимов Дмитрий Вадимович2 курса «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки», кафедра истории музыки,научный руководитель Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор
 Либретто оперы Г. Ф. Генделя “Альцина”: волшебная сказка или эротический роман?

Стендовые доклады

Демченко А.И. (Саратов) «Стилевые парадигмы музыкального театра Елены Гохман»
Андрианова Н. М. (Италия) «Севильский цирюльник» Дж. Россини в театре Россини в Луго ди Романьо, Италия – взгляд зрителя»
                                    

 Генова А.В. (Италия) «Облегченная» опера. Культура оперных спектаклей в Италии для детей и взрослых»

Ахметбекова Д.А., Мурзагулова А.А, (Казахстан) «Жанр мюзикла в Казахстане»

Красов В. В. «Хоровой вокализ в опере: к проблеме контекстного анализа»

 Сатдарова Л.Л. "Музыка Р.М. Глиэра для драматического театра"

Семина Ю. «Век DSCH – режиссерский оперный спектакль»

Скварко С.В. «Е. Колобов – основатель театра «Новая опера»

Симаков В.В. «Оперный театр Кирилла Волкова в свете традиций и современных тенденций»

Ласточка И.Ю. «Музыка как действующее лицо в драматическом спектакле»