М.М. Ипполитов-Иванов
В истории культуры нашей страны Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов - композитор, дирижер, педагог, музыкальный этнограф и общественный деятель - сыграл огромную прогрессивную роль.
Деятельность его, многогранная и плодотворная, охватила период в пятьдесят с лишним лет.
Началась она в 80-х годах XIX века и закончилась в 30-х двадцатого столетия.
Ипполитов-Иванов был художником, радостно и щедро отдающим свой талант и силы на благо своего народа. Всё, что способствовало расцвету жизни общества, всегда находило в нем горячий отклик.
Он родился 19 ноября 1859 года в Гатчине. Музыке учился с детства - сначала игре на скрипке, затем, живя уже в Петербурге, занимался при капелле Исакиевского собора. Жил у старшей замужней сестры М.М. Ипполитовой, фамилию которой он позже присоединил к своей -Иванов.
Самые яркие черты характера Ипполитова-Иванова выявились в юности: всепоглощающая любовь к музыке, феноменальное трудолюбие, настойчивость в достиже нии цели, блестящие организаторские способности, ши рота интересов.
В 1875 году шестнадцатилетний юноша поступил в Петербургскую консерваторию: сначала в класс контрабаса, затем - специальной теории музыки, а через не сколько лет (1880) - в класс практического сочинения к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.
1882 год - во многом рубежный для Ипполитова-Иванова: он уезжает работать в Тифлис (Тбилиси). Там вместе с местными музыкантами Михаил Михайлович открывает отделение Русского музыкального общества (1883), реорганизовывает музыкальную школу в училище, а так же становится одним из организаторов симфонических концертов, дирижирует оперными спектаклями, пропагандируя русскую классику, много сочиняет, преподает.
Перед Иполитовым-Ивановым, возглавившим музыкальные классы Тифлисского отделения РМО, встала задача: на основе их создать высокоорганизованное профессиональное учебное заведение и тем самым заложить прочный фундамент музыкального образования и просвещения на Кавказе. Для этого было необходимо в первую очередь тщательно разработать и узаконить новый учебный план, расширить и укрепить штат педагогов и добиться от государства постоянной денежной субсидии. Школа, как считал Ипполитов-Иванов, должна была готовить хористов. оркестрантов, учителей пения, капельмейстеров военных оркестров.
В соответствии с планом Ипполитов-Иванов постепенно открыл в училище классы деревянных и медных духовых инструментов, класс контрабаса; ввел новые музыкальные дисциплины: история музыки, контрапункт, инструментоведение, музыкальные формы, общее фортепиано, обязательный альт для скрипачей; создал оркестровый класс и класс ансамбля.
С особым вниманием и серьезностью Ипполитов Иванов подбирал педагогов. И со временем в училище заботами директора сложился сильный и дружный коллектив педагогов, в который входили Х.Саванели, А.Мизандари, К.Алиханов, Э.Эпштейн, Г.Корганов, Л.Бетинг, Е.Колчин, И.Сараджев, В.3арудная, П.Лодий и другие.
В 1886 году, благодаря настойчивым хлопотам Ипполитова-Иванова, школа была объявлена училищем и, главное, училищу назначалась ежегодная денежная субсидия, обеспечивающая его существование.
В училище Ипполитов-Иванов работал с увлечением.
Осуществлять задуманное молодому директору помогали коллеги по работе - его единомышленники и друзья. А рядом, повседневно, смолоду и до последних дней его жизни (28.1.1935 г., Москва) был чуткий друг, его жена, единомышленник и прекрасный музыкант - Варвара Михайловна 3арудная (5/17. ХН. 1857г., Екатеринослав - 14.III.1939г., Москва).
В.М.3арудная окончила Петербургскую консерваторию в 1882 году по классу пения у Камилло Эверарди. Она обладала удивительным по красоте тембра «серебристым» сопрано, которое, кстати, очень любил П.И.Чайковский, отличалась тонким вкусом и редкой музыкальностью. По окончании консерватории Варвара Михайловна некоторое время пела в оперных театрах Киева и Тифлиса, а затем занялась педагогикой (1893-1924 гг. - профессор Московской консерватории).
Прощаясь с тифлисским периодом жизни М.М.Ипполитова-Иванова и В.М.3арудной, можно сказать, забегая вперед, что в 1917 году в Тифлисе была открыта консерватория, выросшая на базе этого училища. По словам пианиста М.Л.Пресмана, «Тифлисское музыкальное училище пользовалось блестящей репутацией и после Московской и Петербургской консерваторий считалось одним из лучших музыкально-учебных заведений в России».
В 1893 году Ипполитов-Иванов был приглашен профессором в Московскую консерваторию. С Москвой всецело связана дальнейшая деятельность Ипполитова Иванова (1893-1935).
Михаил Михайлович побывал в Тифлисе еще один раз, зимой 1924 года, когда он был командирован по просьбе Наркомпроса в Тифлис для реорганизации консерватории, и пробыл здесь весь зимний сезон.
Переезду Ипполитова-Иванова в Москву способствовали П.И.Чайковский, В.И.Сафонов, С.И.Танеев. Последний писал: « ... для меня было бы в высшей степени желательно, чтобы Ипполитов-Иванов был у нас профессором. Я очень высокого мнения о нем как музыканте, слышал, что он прекрасный дирижер и что очень хороший человек».
В консерватории Ипполитов-Иванов вел последовательно класс теории музыки, сочинения, руководил оркестровым, хоровым и оперным классами.
Педагогическую работу Михаил Михайлович любил. К своим обязанностям педагога относился очень добросовестно, уважал дисциплину. Свои требования к ученикам он предъявлял тактично, в мягкой форме, не прибегая к наказаниям. На его уроках неизменно господствовала атмосфера дружелюбия, что способствовало контакту между ним и студентами.
Работа с хором вдохновляла Ипполитова-Иванова на создание хоровых произведений. Некоторые из них написаны им специально с педагогической целью. Это «10 хоров» ор. 16, это «15 детских хоров» ор. 51. Специально для ученических хоров Ипполитов-Иванов написал также хоры ор. 32, кантаты, посвященные А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю, «Гимн труду».
Подобно тому, как хоровая практика побудила Ипполитова-Иванова к сочинению произведений педагогического репертуара, так практика преподавания теории музыки и гармонии вызвала к жизни книгу «Учение об аккордах, их построение и разрешение». В двадцати трех главах книги Ипполитов-Иванов коснулся большинства тем, изучаемых в настоящее время в гармонии.
Его книга и сегодня - это пособие для выработки отличной техники голосоведения в гомофонно-гармоническом стиле, это «изложение правил сочетания аккордов», воспитывающих в учениках «чувство меры, законности и опрятности» (Ипполитов-Иванов «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» ).
Так, следует сказать, что на уроках гармонии Ипполитов-Иванов всегда требовал от учеников объяснения природы используемых ими аккордов и глубокого понимания логики последований. Он учил своих учеников ясному гармоническому языку. «Всё великое просто», - говорил он и обращал внимание «на те простые средства, которыми достигаются великие впечатления в произведениях великих мастеров». В ученических работах Ипполитов-Иванов всегда добивался благозвучия и совершенно не терпел гармонической «грязи» и неряшливости голосоведения.
С 1895 по 1911 гг. Ипполитов-Иванов вел в консерватории класс свободного сочинения. Свой метод преподавания композиторского мастерства Михаил Михайлович строил на изучении и критическом анализе произведений музыкальной классики. На занятиях он вместе с учениками тщательно разбирал классические партитуры и на их примерах объяснял ученикам законы красоты, а затем, нередко в тот же вечер, его ученики слушали эти произведения под управлением Ипполитова-Иванова в театре или концертном зале. В ученических работах по сочинению, как и в работах по гармонии Михаил Михайлович добивался простоты и ясности. Он предостерегал учеников от злоупотребления усложненных гармоний, полифонических трюков, «от сочинения партитур для глаз, а не для ушей».
По воспоминаниям учеников Ипполитова-Иванова С.Н.Василенко и Н.С.Голованова, их учитель обладал особой чуткостью к форме. Он всегда безошибочно указывал на погрешности в этом отношении в ученических работах.
Своих учеников Ипполитов-Иванов учил понимать и ценить народную музыку. Он стремился привить им такую же глубокую любовь к народному творчеству, какую он сам унаследовал от Н.А.Римского-Корсакова. Основой многих произведений Ипполитова-Иванова являются народные мелодии. Михаил Михайлович использовал в своих произведениях мелодии разных народов. Можно смело сказать, что такого претворения народных мелодий в собственном творчестве, как у Ипполитова-Иванова, нет ни у одного его предшественника среди русских композиторов. Ученики Ипполитова-Иванова, помимо увлеченности народными мелодиями, унаследовали от него тягу к программности, картинности, к жанровому разнообразию.
По воспоминаниям музыкантов вырисовываются методы работы Ипполитова-Иванова в оперном, хоровом и оркестровом классах консерватории.
Симпатии Ипполитова-Иванова были на стороне классики. Михаил Михайлович преклонялся перед Глинкой, Бахом, Бетховеном. Он обожал музыку П.И. Чайковского, очень любил искусство композиторов «Могучей кучки», ему близки были Моцарт и Шуберт, он высоко ценил Вагнера.
На протяжении ряда лет Ипполитов-Иванов разучил со студентами консерватории «Свадьбу Фигаро» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Волшебного стрелка» и «Эврианту» Вебера, «Каменного гостя» Даргомыжского, «Фераморса» Рубинштейна, «Флибустьера» Кюи, «Виндзорских проказниц» Николаи. Учащимися были исполнены также оратории Гайдна и Мендельсона, Реквием Моцарта, несколько кантат Баха и его бессмертные «Страсти но Матфею». Исполнить «Страсти» Ипполитов-Иванов мечтал давно. В 1912 году вместе со своими помощниками И.И.Слатиным и Н.С.Головановым он приступил К разучиванию «Страстей». В составлении плана исполнения оратории ему очень помог С.И.Танеев. «Страсти» исполняли, помимо студентов консерватории, хористы и оркестранты музыкальных обществ Москвы, солисты театров. Велика заслуга ИпполитоваИванова, который первым в России сумел поднять это грандиозное произведение. «Страсти» шли с незначительными сокращениями на русском языке (перевод А.Аврамовой) в 1913 и были повторены в 1914 году.
Выбирая для работы с учениками ораториальные сочинения Баха, Ипполитов-Иванов учитывал не только их художественную ценность, но и ту большую пользу, которую они могли принести молодежи: «Исполнение ораторий и в особенности кантат Баха прекрасно дисциплинируют массовые классы, хоровой и оркестровый, и воспитывают вокалистов в смысле ритмической отчетливости, ясности фразировки и чистоты стиля, освобождая исполнение от театрального пафоса» («50 лет русской музыки в моих воспоминаниях»).
Занимаясь с учащимися, Ипполитов-Иванов стремился выработать у них навыки точного прочтения партий, соблюдения темпа и нюансов, ощущения ансамбля. Придавая большое значение соблюдению темпа, Ипполитов Иванов позже писал: «Я не большой поклонник традиции исполнения, в ней много есть наносного, ... но традиции tempo должны быть сохранены, ... помня, что tempo устанавливается с первых постановок опер, которые в большинстве случаев идут под руководством автора».
На репетициях ученического коллектива или профессионального Ипполитов-Иванов предпочитал сначала прослушать произведение от начала и до конца, бросая на ходу лишь короткие замечания. Он стремился создать единство ансамбля в передаче замысла композитора. После прогона, идя от целого к частностям, Ипполитов-Иванов тщательно прорабатывал отдельные детали и слабо прозвучавшие фрагменты. Затем Михаил Михайлович вновь прослушивал всё сочинение.
Дирижируя, Ипполитов-Иванов неизменно сохранял спокойствие и выдержку. Эти два качества он очень ценил в людях и выработал их в себе. Он с уважением относился к музыкантам, хорошо понимал их психологию, никогда не повышал голоса, часто повторял: «Любишь музыку - люби и музыканта» или «С музыкантом надо всегда обращаться ласково, и тогда он будет играть с душой, тепло».
В конце года в Большом театре, как результат работы всей консерватории, ставился экзаменационный оперный спектакль. Дирижировал им сам Михаил Михайлович, дирижировал ярко, артистично.
И, конечно, многое можно сказать о работе М.М. Ипполитова-Иванова в качестве директора (первого ректора) Московской консерватории. Хочу отметить лишь два момента.
Семнадцать лет он руководил консерваторией. Бессменно. Был первым выборным директором консерватории. Срок директорства определялся уставом консерватории в три года. Весьма показательно, что в течение 11 лет Ипполитов-Иванов выбирался на следующий срок почти единогласно, о чем свидетельствуют протоколы Художественного Совета консерватории, отмечающие достоинства М.М.Ипполитова-Иванова как руководителя консерватории. Добавим, что Ипполитов-Иванов стал и первым выборным ректором консерватории (1919-1922).
В октябре 1922г. был торжественно отпразднован 40-летний юбилей музыкальной деятельности Ипполитова-Иванова, после чего он оставил ректорство, сохранив за собой лишь профессуру со званием заслуженного профессора (высшее профессорское звание в дореволюционной России). Освободившееся время он отдал дирижёрской деятельности в Большом театре, о чём мечтал всю жизнь.
Являясь членом Дирекции РМО, Ипполитов-Иванов продолжал работу над учебными планами музыкальных классов и училищ, находясь в тесном контакте с периферийными музыкальными учебными заведениями, некоторые из них (в Екатеринославле, Иванове, Костроме) были открыты по его инициативе.
По докладным запискам Ипполитова-Иванова в РМО, по его письмам, по выступлениям на заседаниях Художественного Совета консерватории и на заседаниях различных комиссий, видно, как глубоко он был заинтересован в реформе музыкального образования, в реформе высшей ступени его - консерватории.
Музыкальному образованию и просвещению молодежи М.М.Ипполитов-Иванов отдал много сил. Недаром его имя носят музыкальные школы Гатчины, Тбилиси, Ростова-на-Дону, Костромы, Москвы. Музыкальное училище им. М.М Ипполитова-Иванова - ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М.Ипполитова-Иванова. Не могу не сказать подробнее о первых годах жизни музыкального училища имени М.М.Ипполитова-Иванова в Москве. В начале 1919 г. в Москве стали открываться музыкальные школы для рабочих и их детей. Так, в 1919 г. среди первых музыкальных школ в рабочем Рогожско-Симоновском районе на улице Пустой (ныне - Марксистская) в доме N23 была открыта 4-я народная школа. Эта школа на Таганке была одной из лучших в Москве. В 1923 году ей было присвоено имя выдающегося русского музыканта М.М.Ипполитова-Иванова.
Познакомившись с работой школы, Ипполитов-Иванов в сентябре 1924 года написал следующее: «Посетив школу моего имени, я счастлив засвидетельствовать ее серьезное направление и необыкновенную любовь к своему делу преподающих, составляющих дружную семью - эта дружба и любовь является залогом прочного успеха в будущем».
До конца своих дней композитор продолжал интенсивно сочинять музыку. Творческое наследие М.М. Ипполитова-Иванова объемно. Его музыка хороша богатством мелодий, простотой и ясностью музыкального языка, искренностью и теплотой.
Всемирной известностью пользуется его сюита «Кавказские эскизы», весьма популярны симфоническая поэма «Мцыри», «Юбилейный марш», циклы романсов на слова Р.Тагора, В.Соловьева, П.Верлена, японских поэтов; «Литургия Святого Иоанна Златоуста», арии из опер «Ася», «Оле из Норланда», «Измена»; квартеты и миниатюры для струнных инструментов, фантазия для балалайки с оркестром «На посиделках», детские хоры, «Пять русских песен» для голоса с фортепианным трио и другие сочинения.
М.М. Ипполитов-Иванов один из первых в стране получил звание «Народный артист Республики» (1922).
Музыканты 30-х годов прошлого века называли Ипполитова-Иванова «последним из могикан блистательного периода созидания русской музыкальной культуры», «дедушкой русской музыки», «старостой советских музыкантов». Но чаще они называли Михаила Михайловича высоким, значительным словом «УЧИТЕЛЬ». И это совершенно справедливо.
М.М. Ипполитов-Иванов учил видеть красоту, понимать ее, беречь. Он учил созидать и делать добро. Он учил верно служить идеалам большого искусства, был человеком верующим, в анкете указывал «православный».
Еще в молодости он писал: «Что может быть лучше музыки, которая одна может доставить столько необъяснимо хороших минут, за которые отдал бы всё» (из письма Ипполитова-Иванова В.М.Зарудной от 15.07.1881).
В конце своей жизни в книге «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов с полным правом мог сказать: «Вся моя жизнь была непрерывным гимном труду, и мне хотелось бы, чтобы жизнь нашей музыкальной молодежи была также сплошным гимном труду ... но ... одного труда мало, надо ... иметь определенную цель и к ней стремиться, напрягая все свои способности и силы».